Новости

Перейти к полному списку

  • Дизайнер, заказчик, проект – трудности «перевода»

Дизайнер, заказчик, проект – трудности «перевода»

19 февраля 2018

 

Знаете, что самое сложное в создании интерьера? Нет, не поиск материалов, не контроль работы и даже не генерация супер-идей. Самое сложное – отношения между дизайнером и заказчиком. Бывает, конечно, что люди сразу оказываются на одной волне. Но чаще это сложное взаимодействие – что хочет клиент, что может дизайнер. На эту непростую тему специально для нас высказалась руководитель  студии дизайна Pankova Design Александра Панькова.

Многие думают: дизайнер – это человек, который работает с чертежами, строительными материалами и фурнитурой. Всё так. Но прежде всего дизайнер работает с людьми. Для меня дизайн — это любовь и забота, выраженная в интерьере. Поэтому все начинается в заказчика, с его «хочу». И первые сложности тоже начинаются здесь. Бывает, показываешь клиенту эскизы, презентуешь концепцию, над которой провел столько часов и творческих мук испытал, создавая, а ему  не нравится. Дизайнеры, мы же творцы, мы  в такой ситуации часто чувствуем, что наши идеи отвергают, а это больно. И только с опытом понимаешь, что это шанс сделать лучше, выдать более качественный продукт, найти гораздо более интересное решение. Идеи - они же не могут закончится.

 

  Дизайн интерьера: Александра Панькова

И даже если ты собрал самое подробное техническое задание на 50-ти листах, выпил с клиентом 5 литров кофе и выучил названия всех его любимых фильмов и книг, это не значит, что ты с первой попытки попадешь в «яблочко». А бывает, ты разрабатываешь прекрасную концепцию, которая точно отражает все пожелания и настроения клиента, а он… уже передумал. Увидел все эти формы-фактуры-цвета применительно к своему дому, и понял – не то. И это тоже нормально. Кстати, часто дизайнер заранее видит, что будет «не то», и в таком случае может показать альтернативные варианты. Иногда это срабатывает.

В любом случае при работе с клиентом правки имеют место быть. Да, дизайнер – профессионал, он много знает, многое может. По аналогии - приходя к врачу, глупо рассказывать, как тебя нужно лечить. Ты показываешь, где болит, тебе назначают лечение. Но дизайн интерьера все же не медицина. Клиент несет материальные затраты и ему потом в этом интерьере жить.

 

 

Я могу пережить многие поправки спокойно и даже почти безболезненно, если клиент говорит о них вежливо, аргументировано и с уважением к проделанной работе. А вот если он пытается командовать – стоп. Я не карандаш в чужих руках. В конце концов, это вы пришли ко мне за помощью, а не я к вам. Когда я только начинала заниматься дизайном, мне казалось, что подстраиваться под клиента - это часть работы. Мы же профессионалы, мы должны уметь работать с самыми сложными клиентами! Потом я поняла, что угождать - как раз непрофессионально. Если заказчик относится ко мне плохо, у меня пропадает мотивация и интерес. Я начинаю работать «на отвяжись» - в итоге все в проигрыше. Сейчас, если меня что-то не устраивает, я прекращаю отношения. И всегда прописываю этот момент в договоре. Так и я, и заказчик чувствуем себя увереннее.  Договор – это очень важно. Он защищает дизайнера в ситуации, когда «всё пошло не так». Например, если клиент сам не знает, чего хочет, и постоянно меняет мнение. или  друзья и родственники начинают вмешиваться в процесс и давать советы. Лучше обсудить «на берегу», как будет строиться работа. Указать в договоре, при каких условиях вы выйдете из проекта – пусть все участники процесса знают, по каким правилам идет игра.

У меня такое сейчас случается редко. Люди, которые обращаются ко мне за проектом,  выбирают меня осознанно – не только по картинкам портфолио, но и по постам в соцсетях, читают блог, дружат заранее. Клиенты, у которых похожие ценности и взгляды - это основа успешной работы. Уверена, что дизайнера нужно выбирать именно так – с расчетом, что вам будет комфортно с ним общаться долгое время. Без доверия и уважения участников друг другу хороший дом не построить.

 

  Дизайн интерьера: Александра Панькова

Стройка, ремонт, обустройство дома - это очень стрессовые моменты в жизни, конфликты и споры неизбежны. И дизайнер для клиента на этом «минном поле» - адвокат, защитник и проводник интересов клиента. Четыре часа провести на стройке, подбирая нужный оттенок краски? Обзвонить 15 фирм, чтобы отыскать остатки коллекции, снятой с производства? Привезти в чемодане из-за границы дверные ручки, подушки и старинную люстру? Это все часть моих будней, многие хорошие дизайнеры способны и не на такое. Да, мы сумасшедшие творческие личности - другие в нашей профессии просто сгорают. Для нас важен превосходный результат, мы болеем за успешную реализацию даже больше наших заказчиков.

Из моего личного опыта: у меня в среднем 1-2 мелких поправки на стадии планировки, второе «прочтение» концепции обычно принимается, иногда бывают вопросы к визуализации, а чертежи проходят вообще без нареканий.

Разработка дизайна, создание интерьера – живой процесс. Бывает, конечный результат не имеет ничего общего с начальной идеей, так сильно все поменялось по ходу работы. Но дизайн интерьера – это область, где компромисс не значит «сделать средненько». Компромисс в дизайне значит сделать проект как можно лучше и на максимально подходящим людям, которым в этом интерьере жить.

 Фотографии предоставлены студией Pankova Design